Михаил Юрьевич Лермонтов
Биография
Биография писателя
Произведения
29 произведений
Сочинения
263 сочинения
«Биография М.Ю. Лермонтова»
Сочинение
М. Ю. Лермонтов — поэт, писатель, драматург. Он родился в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями.
Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта характера как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова-поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение:
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали;
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вас да о небе...
Так писал 16-летний Лермонтов.
Одна из ранних поэм Лермонтова — \"Кавказский пленник\" (1828). Она написана под сильным влиянием А. С. Пушкина. Вместе с тем, эта поэма —своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства. Лермонтов переделывает сюжет пушкинского \"Кавказского пленника\", уже совсем иную функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувств лирического героя. Природа наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами.
В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме \"Мцыри\". Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своих предшественников то, что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности.
В 1828 г.
становится студентом отделения словесности. В 1832 г. из-за столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден был покинуть университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение \"Белеет парус одинокий\".
В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии А. С. Грибоедова \"Горе от ума\", которая оказала большое влияние на впечатлительного поэта. Тогда и было задумано им драматическое произведение, содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму \"Маскарад\", которой так и не суждено было появиться на сцене при его жизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к истории России, увлекается чтением сборника \"Древние Российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым\". Его увлекает характер и лад русской былины, у него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни, осуществленный позднее, в 1837 г. (\"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова\").
В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихи \"На смерть поэта\". Первоначально стихотворение было написано без последних 16 строк и удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти Пушкина Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной 1837 г. должен был покинуть Петербург и ехать на Кавказ.
Особенно поразила его старая Военно-Грузинская дорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей посвященными. Предания эти были известны ему с детства. Теперь они восстановились в памяти и соединились с впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы \"Демон\" на Кавказ.
Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала большое влияние на Лермонтова. Он возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых \"иль пусто иль темно\". Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в \"Думе\", единственном лирическом произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.
Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы \"Демон\" (1838), и в романе \"Герой нашего времени\". В конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с \"Отечественными записками\", журналом, где печатает повести \"Бэла\" и \"Фаталист\", впоследствии вошедшие в роман \"Герой нашего времени\".
Известность, пришедшая к Лермонтову в конце 30-х гг., не радует его. Поэта раздражает то, что он \"входит в моду\". Его положение во многом напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал Лермонтова за его дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда его \"будут преследовать клеветами\".
Образ \"героя времени\", получивший воплощение в лирической стихии лермонтовской поэзии, в романе \"Герой нашего времени\" (1839) раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова это его попытка дать анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную атмосферу, в которой зреют ростки новой жизни.
Лермонтов предоставляет читателю возможность изучить различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне общественно-исторических обстоятельств.
Лермонтов-психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героев моменты. Это касается и образов простых, естественных людей — Казбича, Бэлы, Максима Максимыча, и \"честных контрабандистов\"; и людей печоринского круга — Грушницкого, Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения героя, Лермонтов одновременно создает образ \"простого человека\" — Максима Максимыча — доброго, искреннего, преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия человека, своим поведением оправдывающего безнравственные поступки Печорина.
Исследование личности Печорина в \"дневниковых\" главах романа построено по принципу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и Вернер — герои, не только имеющие свою собственную судьбу и характер, но и своеобразные \"зеркальные\" отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая и познавая личность других людей.
Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и в описании внешности героя. Лермонтов создает удивительно богатый психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании движений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова — художника, прекрасно владевшего кистью.
Композиция романа играет важнейшую роль в формировании художественного замысла Лермонтова.
В дневнике Печорина перед нами исповедь героя, дающая объяснение многим поступкам его. Хронологическая последовательность событий в сюжете романа заменяется психологической последовательностью \"узнавания\" героя читателем. В романе \"Герой нашего времени\" соединился глубокий психологический анализ напряженной духовной жизни отдельной личности с аналитическим изображением эпохи конца 30-х гг., периода нравственных потерь и общественных разочарований.
За дуэль с де Барантом и за непозволительные стихи (\"Первое января\") Лермонтов вторично был сослан на Кавказ.
В то время как поэт вел жизнь, полную приключений и тревог, в Петербурге готовились к изданию его сочинения — 28 лирических пьес, выбранных самим поэтом (1840). Лермонтов страстно мечтает уйти в отставку и заняться литературной деятельностью. Но судьба распорядилась иначе. Трагически нелепая случайность (дуэль с Н. Мартыновым) оборвала жизнь поэта 15 июня 1841 г. Ушел из жизни второй великий поэт России, которому было всего 26 лет.