«Своеобразие пейзажа в прозаическом творчестве И. А. Бунина»
Сочинение
1. Многогранная картина природы.
2. Место человека в пейзаже.
3. Природная картина душевного состояния.
Пьесы природы всегда новы, потому что каждый раз появляются новые зрители.
И. В. Гете
Картины природы, появляющиеся на страницах произведений И. А. Бунина, весьма поэтичны. Они наполнены особой гармонией и музыкой, насыщены красками, которые передают восхищение автора великолепным пейзажем. Складывается впечатление, что мы находимся в картинной галерее, а не держим в руках сборник новелл.
Самым живописным среди бунинских произведений является рассказ «Антоновские яблоки». Он погружает нас в особый мир осенней природы. «...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, — с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия. А \"осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик\". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: \"Много тенетника на бабье лето — осень ядреная\"... Помню раннее, свежее, тихое утро...».
Пейзаж у писателя — не просто картина. Он неразрывно связан с авторскими воспоминаниями. И мы понимаем, что дорого и близко его сердцу. Так, через природные пейзажи раскрывается тонкая душа самого рассказчика. Он делится с нами самым сокровенным.
Автору важно все — даже прозрачная паутинка заслуживает внимания. При этом каждое мимолетное явление природы ассоциируется у рассказчика с какой-то народной приметой. Природа обладает не только определенной красотой, но и особым миром народной памяти.
Свои воспоминания и пейзаж рассказчик наполняет запахами. «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег». Эти описания настолько образные, что мы тоже ощущаем вкус свежих хрустящих яблок.
В эту картину непременно вторгаются и звуки. Таким образом создается весьма многогранная картина природы, позволяющая до мельчайших деталей понять, что происходит в этот период не только с ней, но и человеком.
Рассказчик описывает природу на одной тональности, боясь остановиться и что-нибудь упустить из виду: «...так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге».
В бунинском пейзаже появляются не только народные слова, образы, звуки, но и люди. Это старики долгожители, бойкие девки-однодворки, богатые мужики. Их образы тоже очень яркие. Создается впечатление, словно они не хотят отставать от прекрасной природы, которая их окружает. При этом люди наполняют пейзаж движением, которого так не хватает застывшей в каком-то сне природе. «В праздничные же дни около шалаша — целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы».
Но особенно важны в произведении сами антоновские яблоки. Они лейтмотивом проходят через все повествование и постоянно «напоминают» о себе. «И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок». Этот образ появляется наравне с портретными характеристиками. Вместе они позволяют по-новому взглянуть на человека, способного оценить этот дар золотой осени: «Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за одним...».
И вот в бунинской пейзажной картине все сливается. Она становится единым целым, где каждый из ее элементов имеет свое особое мест. Они не мешают восприятию друг друга, а, наоборот, создают целостную картину. Рассказчик умело подбирает слова и краски, чтобы мы тоже могли полюбоваться этой красотой. «В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке сада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням». От любования царственной природой рассказчик переходит к описанию дворянской усадьбы. Каждую ее черту он описывает с большой точностью. Но знакомый нам уже запах антоновских яблок врывается и сюда. Он словно раскрывает перед нами новые двери в другой мир. В то же время рассказчик показывает, что человек и природа едины, они могут существовать только в неразрывном целом. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах... Во всех комнатах — в лакейской, в зале, в гостиной — прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные: синие и лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места».
Но пейзаж в творчестве Бунина становится отражением душевной составляющей как рассказчика, так и самого писателя. Рассказчик с самого начала готовит нас к тому, что придется расстаться с этой золотой осенью и ее прекрасными и сочными антоновскими яблоками. Ведь мир старых усадеб постепенно угасает. Они уходят в прошлое вместе со своими забавами, например охотой. В такой момент человек остается рядом с природой. Она исцеляет его душу и помогает, может быть, не так горько воспринимать свои потери.
Но природа очень тонкая материя, она тоже чувствует увядание дворянских усадеб. Именно при описании пустеющих усадеб в памяти лирического героя всплывают ненастные мгновения. «С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи». Но ненастье ненадолго, впереди новое лето и новая осень с антоновскими яблоками. «Из такой трепки сад выходил почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени!»
Однако в конце произведения все же исчезает запах антоновских яблок. Он уходит вместе с помещичьими усадьбами, так как, вероятно, является ее неотъемлемым атрибутом. Но жизнь в усадьбах все равно продолжается. Они наполняются новым шумом (молотьбы), при этом радует глаз уже наступающая зимняя природа. В произведении же все равно слышится тоска о том времени, когда рассказчик видел и чувствовал золотую осень с ее непременным атрибутом — антоновскими яблоками.
Пейзаж в творчестве И. А. Бунина весьма динамичен, он способен отразить все оттенки душевного переживания героя. При этом картина природы у Бунина непременно наполняется не только красками, но и запахами, звуками. Старый мир уходит и уступает место новому. И только в воспоминаниях от него веет запахом антоновских яблок.
2. Место человека в пейзаже.
3. Природная картина душевного состояния.
Пьесы природы всегда новы, потому что каждый раз появляются новые зрители.
И. В. Гете
Картины природы, появляющиеся на страницах произведений И. А. Бунина, весьма поэтичны. Они наполнены особой гармонией и музыкой, насыщены красками, которые передают восхищение автора великолепным пейзажем. Складывается впечатление, что мы находимся в картинной галерее, а не держим в руках сборник новелл.
Самым живописным среди бунинских произведений является рассказ «Антоновские яблоки». Он погружает нас в особый мир осенней природы. «...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, — с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия. А \"осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик\". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: \"Много тенетника на бабье лето — осень ядреная\"... Помню раннее, свежее, тихое утро...».
Пейзаж у писателя — не просто картина. Он неразрывно связан с авторскими воспоминаниями. И мы понимаем, что дорого и близко его сердцу. Так, через природные пейзажи раскрывается тонкая душа самого рассказчика. Он делится с нами самым сокровенным.
Автору важно все — даже прозрачная паутинка заслуживает внимания. При этом каждое мимолетное явление природы ассоциируется у рассказчика с какой-то народной приметой. Природа обладает не только определенной красотой, но и особым миром народной памяти.
Свои воспоминания и пейзаж рассказчик наполняет запахами. «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег». Эти описания настолько образные, что мы тоже ощущаем вкус свежих хрустящих яблок.
В эту картину непременно вторгаются и звуки. Таким образом создается весьма многогранная картина природы, позволяющая до мельчайших деталей понять, что происходит в этот период не только с ней, но и человеком.
Рассказчик описывает природу на одной тональности, боясь остановиться и что-нибудь упустить из виду: «...так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге».
В бунинском пейзаже появляются не только народные слова, образы, звуки, но и люди. Это старики долгожители, бойкие девки-однодворки, богатые мужики. Их образы тоже очень яркие. Создается впечатление, словно они не хотят отставать от прекрасной природы, которая их окружает. При этом люди наполняют пейзаж движением, которого так не хватает застывшей в каком-то сне природе. «В праздничные же дни около шалаша — целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы».
Но особенно важны в произведении сами антоновские яблоки. Они лейтмотивом проходят через все повествование и постоянно «напоминают» о себе. «И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок». Этот образ появляется наравне с портретными характеристиками. Вместе они позволяют по-новому взглянуть на человека, способного оценить этот дар золотой осени: «Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за одним...».
И вот в бунинской пейзажной картине все сливается. Она становится единым целым, где каждый из ее элементов имеет свое особое мест. Они не мешают восприятию друг друга, а, наоборот, создают целостную картину. Рассказчик умело подбирает слова и краски, чтобы мы тоже могли полюбоваться этой красотой. «В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке сада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням». От любования царственной природой рассказчик переходит к описанию дворянской усадьбы. Каждую ее черту он описывает с большой точностью. Но знакомый нам уже запах антоновских яблок врывается и сюда. Он словно раскрывает перед нами новые двери в другой мир. В то же время рассказчик показывает, что человек и природа едины, они могут существовать только в неразрывном целом. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах... Во всех комнатах — в лакейской, в зале, в гостиной — прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные: синие и лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места».
Но пейзаж в творчестве Бунина становится отражением душевной составляющей как рассказчика, так и самого писателя. Рассказчик с самого начала готовит нас к тому, что придется расстаться с этой золотой осенью и ее прекрасными и сочными антоновскими яблоками. Ведь мир старых усадеб постепенно угасает. Они уходят в прошлое вместе со своими забавами, например охотой. В такой момент человек остается рядом с природой. Она исцеляет его душу и помогает, может быть, не так горько воспринимать свои потери.
Но природа очень тонкая материя, она тоже чувствует увядание дворянских усадеб. Именно при описании пустеющих усадеб в памяти лирического героя всплывают ненастные мгновения. «С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи». Но ненастье ненадолго, впереди новое лето и новая осень с антоновскими яблоками. «Из такой трепки сад выходил почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени!»
Однако в конце произведения все же исчезает запах антоновских яблок. Он уходит вместе с помещичьими усадьбами, так как, вероятно, является ее неотъемлемым атрибутом. Но жизнь в усадьбах все равно продолжается. Они наполняются новым шумом (молотьбы), при этом радует глаз уже наступающая зимняя природа. В произведении же все равно слышится тоска о том времени, когда рассказчик видел и чувствовал золотую осень с ее непременным атрибутом — антоновскими яблоками.
Пейзаж в творчестве И. А. Бунина весьма динамичен, он способен отразить все оттенки душевного переживания героя. При этом картина природы у Бунина непременно наполняется не только красками, но и запахами, звуками. Старый мир уходит и уступает место новому. И только в воспоминаниях от него веет запахом антоновских яблок.