«История создания произведений И. А. Бунина»
Сочинение
История создания произведений И.А. Бунина — крупнейшего русского писателя-реалиста XX века, первого Нобелевского лауреата среди представителей русской литературы — четко делит его творчество на два периода. 1897-1920 г. — произведения, написанные в России (из прозы: «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Господин из Сан- Франциско», «Братья», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Сны Чанга» и др.; из поэзии: «Листопад», «На распутье», «Последняя гроза», «Ночь», «Русская весна», «Ландыш», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» и др.). 1920-1953 г. — годы эмиграции, которые были отмечены большой творческой активностью писателя (из прозы: «Роза Иерихона», «Солнечный удар», «Митина любовь», роман «Жизнь Арсеньева», сб. рассказов «Темные аллеи» и др.; из поэзии: «Радуга», «Петух на церковном кресте», «Встреча», «Опять холодные седые небеса…» и др.).
Уникальность творческого пути Бунина состоит в том, что на протяжении шестидесяти лет оно сохранило единство идейноэстетических позиций писателя. В отличие от многих соотечественников, оказавшихся за рубежом, Бунин, враждебно встретивший Октябрьскую революцию 1917 г. (свидетельство об этом времени писатель оставил в дневниках «Окаянные дни», опубликованных в 1925 г. уже в эмиграции), продолжал писать, не пережив, по сути, какого-либо творческого слома или кризиса. Более того, многие критики считают, что качество и значимость произведений, созданных в эмиграции, выше, чем написанное в дореволюционной России. Но основы мировоззрения писателя, своеобразие его художественного мира сформировались еще в дореволюционный период. Окружающую его эмигрантскую действительность Бунин не принимал (большую часть времени он жил достаточно уединенно в небольшом городке Грас на юге Франции), а в творчестве писатель углубляет и развивает темы и мотивы, характерные для произведений, написанных в России. Теперь его книги вдохновляются памятью о России, которую он покинул и потерял навсегда. «Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя любовь, память!» — отмечал Бунин. Он до конца остался именно русским писателем, который усвоил и продолжил традиции великой русской литературы XIX века: «Все корни мои, ушедшие в русскую почву, до малейшего корешка чувствую», — говорил Бунин.
Другой особенностью творческого пути Бунина является то, что в нем одновременно развивается поэтическая и прозаическая линии. Первый юношеский сборник стихов был опубликован в 1891 г. в Орле (Бунин родился в обедневшей дворянской семье и большую часть детства и юности провел в поместье Озерки Орловской губернии), а в 1893 г. «Русское богатство» напечатало его рассказ «Деревенский эскиз» («Танька»). Много лет спустя Бунин говорил: «Свои стихи … я не отграничиваю от своей прозы». Изначально оказавшись рядом, они продолжали сосуществовать и далее, но если в ранний период поэзия вела за собой прозу, то в зрелом творчестве Бунин, прежде всего, прозаик, мастер рассказа и повести, великолепный стилист, в прозе которого ощущается мощное лирическое начало.Активно печататься Бунин начал со второй половины 1890-х г., когда переселился в Москву и сблизился со многими видными писателями (прежде всего А.П. Чеховым и участниками литературного кружка «Среда» — А.М. Горьким, А.И. Куприным, Л.Н. Андреевым и др.). Именно Чехов высоко оценил творчество молодого автора: «Из него большой писатель выйдет». Самым ярким талантом своего поколения Бунина считал и Горький, печатавший большую часть его произведений того периода в возглавляемом им издательстве «Знание». Вскоре заслуги Бунина в литературе были признаны широкой общественностью: в 1903 г. ему присудили Пушкинскую премию за поэтический сборник «Листопад» (1901) и перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». В 1909 г. писатель был избран почетным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности.
В дальнейшем творчество Бунина заслужило всемирное признание, свидетельством чему стала Нобелевская премия, присужденная ему в 1933 г. прежде всего за автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1937), самое крупное произведение писателя, в котором ведущие философско-эмоциональные лейтмотивы бунинской прозы даны в ретроспективе. Шедевром позднего творчества Бунина стал сборник рассказов «Темные аллеи» (1944), также связанных с памятью о России, ее прошлом, и объединенных общей темой любви.
В последние годы писатель работал над книгами, посвященными писателям, ставшим для него главными духовными и творческими ориентирами в жизни. Это художественно-философский трактат «Освобождение Толстого» (1937) и неоконченная книга «Чехов». Одним из последних слов писателя, обращенных к потомкам, стал рассказ «Бернар», который Бунин незадолго до смерти нашел среди своих старых произведений, исправил и сделал из него нечто вроде поэтического завещания, в котором отметил, что «заслужил право сказать о себе» как о художнике, исполнившем «свой скромный долг». А последнее его стихотворение «Два венка» рисует уже образ надвигающейся смерти:
Жду нового венка — и помню, что сплетен
Из мирта темного он будет:
В чертоге гробовом, где вечный мрак и сон,
Он навсегда чело мое остудит.
Писателя не стало 7 ноября 1953 года. Он был отпет в русской церкви в Париже при большом стечении людей и похоронен на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Уникальность творческого пути Бунина состоит в том, что на протяжении шестидесяти лет оно сохранило единство идейноэстетических позиций писателя. В отличие от многих соотечественников, оказавшихся за рубежом, Бунин, враждебно встретивший Октябрьскую революцию 1917 г. (свидетельство об этом времени писатель оставил в дневниках «Окаянные дни», опубликованных в 1925 г. уже в эмиграции), продолжал писать, не пережив, по сути, какого-либо творческого слома или кризиса. Более того, многие критики считают, что качество и значимость произведений, созданных в эмиграции, выше, чем написанное в дореволюционной России. Но основы мировоззрения писателя, своеобразие его художественного мира сформировались еще в дореволюционный период. Окружающую его эмигрантскую действительность Бунин не принимал (большую часть времени он жил достаточно уединенно в небольшом городке Грас на юге Франции), а в творчестве писатель углубляет и развивает темы и мотивы, характерные для произведений, написанных в России. Теперь его книги вдохновляются памятью о России, которую он покинул и потерял навсегда. «Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя любовь, память!» — отмечал Бунин. Он до конца остался именно русским писателем, который усвоил и продолжил традиции великой русской литературы XIX века: «Все корни мои, ушедшие в русскую почву, до малейшего корешка чувствую», — говорил Бунин.
Другой особенностью творческого пути Бунина является то, что в нем одновременно развивается поэтическая и прозаическая линии. Первый юношеский сборник стихов был опубликован в 1891 г. в Орле (Бунин родился в обедневшей дворянской семье и большую часть детства и юности провел в поместье Озерки Орловской губернии), а в 1893 г. «Русское богатство» напечатало его рассказ «Деревенский эскиз» («Танька»). Много лет спустя Бунин говорил: «Свои стихи … я не отграничиваю от своей прозы». Изначально оказавшись рядом, они продолжали сосуществовать и далее, но если в ранний период поэзия вела за собой прозу, то в зрелом творчестве Бунин, прежде всего, прозаик, мастер рассказа и повести, великолепный стилист, в прозе которого ощущается мощное лирическое начало.Активно печататься Бунин начал со второй половины 1890-х г., когда переселился в Москву и сблизился со многими видными писателями (прежде всего А.П. Чеховым и участниками литературного кружка «Среда» — А.М. Горьким, А.И. Куприным, Л.Н. Андреевым и др.). Именно Чехов высоко оценил творчество молодого автора: «Из него большой писатель выйдет». Самым ярким талантом своего поколения Бунина считал и Горький, печатавший большую часть его произведений того периода в возглавляемом им издательстве «Знание». Вскоре заслуги Бунина в литературе были признаны широкой общественностью: в 1903 г. ему присудили Пушкинскую премию за поэтический сборник «Листопад» (1901) и перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». В 1909 г. писатель был избран почетным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности.
В дальнейшем творчество Бунина заслужило всемирное признание, свидетельством чему стала Нобелевская премия, присужденная ему в 1933 г. прежде всего за автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1937), самое крупное произведение писателя, в котором ведущие философско-эмоциональные лейтмотивы бунинской прозы даны в ретроспективе. Шедевром позднего творчества Бунина стал сборник рассказов «Темные аллеи» (1944), также связанных с памятью о России, ее прошлом, и объединенных общей темой любви.
В последние годы писатель работал над книгами, посвященными писателям, ставшим для него главными духовными и творческими ориентирами в жизни. Это художественно-философский трактат «Освобождение Толстого» (1937) и неоконченная книга «Чехов». Одним из последних слов писателя, обращенных к потомкам, стал рассказ «Бернар», который Бунин незадолго до смерти нашел среди своих старых произведений, исправил и сделал из него нечто вроде поэтического завещания, в котором отметил, что «заслужил право сказать о себе» как о художнике, исполнившем «свой скромный долг». А последнее его стихотворение «Два венка» рисует уже образ надвигающейся смерти:
Жду нового венка — и помню, что сплетен
Из мирта темного он будет:
В чертоге гробовом, где вечный мрак и сон,
Он навсегда чело мое остудит.
Писателя не стало 7 ноября 1953 года. Он был отпет в русской церкви в Париже при большом стечении людей и похоронен на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.