Собачье сердце
Михаил Афанасьевич Булгаков
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
179 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»»
Сочинение
Сатирические произведения Булгакова строятся по законам чудовищной истории, гротеска ситуаций. Писатель не просто выбирает такие события, которые свидетельствовали бы об отклонении от нормы, но он такие отклонения показывает как норму для современной действительности. Повесть «Собачье сердце» Булгаков определяет как «чудовищную историю», о чем пишет в заголовке. В повести Булгаков показывает алогичность современной реальности как закономерность. Новая революционная норма уже прочно вошла в жизнь, и никого не удивляет, кроме тех, кто еще сохранил способность мыслить более широко. В повести с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы. Революционное изменение жизни, считает автор, революция и новые порядки — такое же вмешательство в законы природы. Булгаков представляет изображенную им нелепую действительность как некий дьявольский промысел. В самом деле, только в такой «ненормальной реальности» смог бы успешно пройти подобный эксперимент. Профессор Преображенский задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Профессор Преображенский — демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. С его помощью обаятельный, добродушный пес Шарик превращается в ничтожное и агрессивное человекообразное существо.
Черты революционной эпохи пронизывают повесть, иногда намеренно непосредственно, иногда косвенно показывая нам последствия революционных преобразований. Вечно голодный горемычный пес Шарик, который получает человеческий мозг, еще будучи собакой, дает нам представление о том, какова она, советская действительность. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли На гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает различные умозаключения, например: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». Изменения, произошедшие с Шариком, во многом обусловлены тем, что мужчина, чей мозг он получил, был типичнейшим представителем новой революционной эпохи, «пролетарием». Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, три раза судился. Профессия его — играть на балалайке по трактирам. Он «маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Шариков, подобно людям нового строя, «пролетариям», во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. В поведении Полиграфа По-лиграфовича мы видим, все характерные черты, свойственные тем, кто, благодаря революции, стали новыми хозяевами жизни. Само его имя — Полиграф Полигра-фович — отражает стремление советских людей 20-х годов ко всему новому, звучно му, оригинальному. Он чувствует себя хозяином жизни, нагл, чванлив и агрессивен. Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово: «буржуи». Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачьей сущности) за котами, устраивает потоп... На замечания профессора о том, что такое поведение недопустимо, у него есть ответ: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете... Что вы мне жить не даете?» Союзника Шариков находит в лице председателя домкома Швондера. Швондер воплощает в себе черты человека советской эпохи, выбившегося в начальники и обладающего некой властью. Шариков с его помощью быстро находит себе место в обществе, где «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Вывод из учений Швондера Шариков делает один: «Надо все поделить». Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное.
Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы.
Черты революционной эпохи пронизывают повесть, иногда намеренно непосредственно, иногда косвенно показывая нам последствия революционных преобразований. Вечно голодный горемычный пес Шарик, который получает человеческий мозг, еще будучи собакой, дает нам представление о том, какова она, советская действительность. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли На гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает различные умозаключения, например: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». Изменения, произошедшие с Шариком, во многом обусловлены тем, что мужчина, чей мозг он получил, был типичнейшим представителем новой революционной эпохи, «пролетарием». Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, три раза судился. Профессия его — играть на балалайке по трактирам. Он «маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Шариков, подобно людям нового строя, «пролетариям», во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. В поведении Полиграфа По-лиграфовича мы видим, все характерные черты, свойственные тем, кто, благодаря революции, стали новыми хозяевами жизни. Само его имя — Полиграф Полигра-фович — отражает стремление советских людей 20-х годов ко всему новому, звучно му, оригинальному. Он чувствует себя хозяином жизни, нагл, чванлив и агрессивен. Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово: «буржуи». Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачьей сущности) за котами, устраивает потоп... На замечания профессора о том, что такое поведение недопустимо, у него есть ответ: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете... Что вы мне жить не даете?» Союзника Шариков находит в лице председателя домкома Швондера. Швондер воплощает в себе черты человека советской эпохи, выбившегося в начальники и обладающего некой властью. Шариков с его помощью быстро находит себе место в обществе, где «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Вывод из учений Швондера Шариков делает один: «Надо все поделить». Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное.
Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы.
Другие сочинения по этому произведению
«Разумное и нравственное всегда совпада-ют».