«Творить искусство может лишь избранник, любить искусство — каждый человек.»
Искусство — важная часть нашей жизни. Человеческая природа, внутренний мир людей устроены так, что им необходимо воплощать свои чувства, эмоции, переживания в образах.
Известно, что искусство объединяет людей, независимо от их национальности, языковой принадлежности, политических или религиозных убеждений. Это происходит, как мне кажется, потому, что искусство говорит о вещах, общих и важных для всех людей на земном шаре, — о любви и ненависти, о счастье и горе, о долге и чести, о верности, о предательстве, о дружбе…
Творить искусство, то есть создавать высокие образцы, талантливые произведения, может не каждый. Это естественно и нормально. Способностями, талантом именно в сфере искусства, как и в любой другой сфере, обладают немногие. Гениями искусства становятся лишь единицы.
Каждый уважающий себя человек должен знать имена
Каждый ребенок начинает свое серьезное ознакомление с поэзией со стихов Пушкина. Именно у него мы с детства учимся чувствовать красоту природы, трепетно относиться к настоящей дружбе. В младших классах школы мы знакомимся с его «Зимним утром». Навсегда запоминаются чудесные строки Пушкина:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Позже начинается изучение любовной лирики поэта. Я помню, как меня поразило стихотворение «Я вас любил…». Какое удивительно благородное отношение к любимой женщине чувствуется в строках:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В старших классах школы мы открываем для себя Пушкина как глубокого философа. Замечательно то, что его философия очень оптимистичная и жизнеутверждающая. Пушкин воспринимал жизнь мудро, считая, что все ее законы правильны. Человек должен спокойно воспринимать каждый период своей жизни, ведь «Что пройдет, то будет мило».
Творчество Пушкина готовит читателя к восприятию глубоко философской, «космической» поэзии
Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной,
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный…
Одним из таких гениев в области поэзии является, на мой взгляд, Иосиф Бродский. Творчество Бродского, как мне кажется, можно изучать только в старших классах. Это поэт не столько эмоций, сколько мыслей. От его стихов остается ощущение неспящей, неостанавливающейся мысли. Он действительно живет не «где», а «когда». И хотя в стихах Бродского Древний Рим возникает не реже, чем советский Ленинград или Америка, «когда» поэта всегда современно, сиюминутно. Он уходит в прошлое, чтобы еще раз найти настоящее.
Творчество Бродского отличается своей особенной философией. Философия — это всегда искание новых форм. На мой взгляд, Бродский очень оригинально и смело работал над поэтической формой своих стихотворений. Он часто использует прием переноса качества одного предмета на другой. Например:
Темно-синее утро в заиндевевшей раме
Напоминает улицу с горящими фонарями,
ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
Там звучит «Ганнибал» из худого мешка на стуле,
сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
что до черной доски, от которой мороз по коже,
так и осталась черной. И сзади тоже.
Я перечислил своих любимейших поэтов. Но искусство не ограничивается только искусством слова. Это еще и живопись, музыка, скульптура, архитектура… И в этих сферах у меня есть любимые жанры, направления, художники. Конечно, я не могу создать шедевр, но, мне кажется, я вполне могу его оценить. Как это могут сделать все люди в большей или меньшей степени, в зависимости от уровня их интеллекта и образования. Я полностью убежден в этом, потому что, повторю еще раз, искусство затрагивает темы и проблемы, волнующие всех людей, вне зависимости от их различий.
Таким образом, я полностью убежден, что творить искусство может лишь избранник, любить искусство и понять его может каждый человек.