«Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества»
Человек- часть социальной среды, поэтому от того, насколько «здорово» общество, зависит и благополучие каждого из нас. Особое влияние на образ жизни людей оказывает социально-политический строй и национальные традиции. Окружающая действительность может делать нас лучше или хуже, подвергать всевозможным отрицательным явлениям. Писатели, поэты, философы и многие другие люди, выступавшие за нравственное богатство человечества, считали, что общество — один из главнейших «воспитателей» личности.
Попытки же честного интеллигента Жадова противостоять этому обществу воспринимаются окружающими как вредная «философия» и «вольнодумство». Если мировоззрение Вышневского или Юсова стоит на страже «старого порядка вещей», то позиция Жадова — предчувствие новых норм жизни.
В столкновении со старым миром Жадов терпит поражение. Торжествует не он, а Белогубов — питомец Юсова. В конце концов Жадов, поняв свое бессилие, отказавшись от иллюзий, вынужден обратиться к дядюшке с просьбой о доходном месте. Таким образом, Островский очень реалистично рисует картину «обмельчания» человека, когда тот под тяжестью общественного мнения отказывается от истинных ценностей. В пятом акте Островский все же спасает Жадова от окончательного падения: темные дела Вышневского разоблачены, а преступник отдан воле суда.
Жадов раскаивается в своей «слабости». Автор изобразил своего героя очень правдиво, не скрывая бессилие этого человека перед представителями «старого порядка». Недаром Жадов говорит о себе: «Я не герой, а обыкновенный, слабый человек». На мой взгляд, это не слабость, а неумение противостоять всему алчному и пошлому. И, к сожалению, это свойственно многим людям, так как один человек не в силах выступать против общества и социального уклада.
Мир, в котором мы живем, наше мировоззрение - это, прежде всего, общество, которое нас воспитывает и растит, так называемая массовая культура. Почему мы носим костюмы, а не набедренные повязки? Так одеваться не принято в нашем обществе. Зачем нужны гимны и флаги? Чтобы люди были объединены общей идеей, скрепляющей общество. Большинство наших действий, практически все, что мы делаем, — это не наш выбор, а перенятые у общества нормы и правила, которые прививаются с самого детства. Хотим мы этого или не хотим, осознаем или не осознаем, разделяем или противостоим — мы живем в обществе, которое на 80% (а может, и больше) определяет наши мысли и поступки.
Свой взгляд на проблему влияния среды на человека показал известный писатель Уильям Теккерей. По мнению автора, снобизм — основная проблема английского общества девятнадцатого века. Снобы есть во всех социальных слоях. Сноб, по определению Теккерея, — «тот, кто подло преклоняется перед подлым явлением», кто смотрит вверх с обожанием и вниз с презрением. Лакейская психология в английском обществе того времени возносится до уровня общественного явления: «Сноб — это лягушка, которая стремиться раздуться до уровня быка».
Именно таким предстают перед нами герои романа «Ярмарка тщеславия», где нет места искренности и настоящей любви. Автор рисует нравы людей определенной эпохи, когда основной ценностью были деньги и власть. Поэтому каждый из героев мечтает только об этих благах. Композиция романа двупланова: с одной стороны, рисуется картина жизни буржуазных кругов, с другой — жизнь аристократии, к которой пытается приобщиться Ребекка Шарп. Эта женщина умна, энергична, красива, но от ее зеленых глаз и улыбки становится страшно: она коварна, лицемерна, готова почти на все, лишь бы стать богатой и «респектабельной». Ребекка не умеет любить и восхищаться окружающим миром, впрочем, как и остальные персонажи произведения. Все у них пошло и наигранно.
Нравственные ценности аристократов подобны тем, какими обладает буржуазия. Ради денег каждый из них готов перегрызть горло конкуренту. Корыстные интересы и низменные страсти делают близких людей врагами. Все члены семьи ждут с нетерпением смерти старой мисс Кроули, чтобы поделить ее имущество.
Уильям Теккерей показывает пороки общества изнутри, дает возможность читателю осмыслить эту действительность и сделать выводы. Однако «Ярмарка тщеславия» — роман не обличительный, писателя волнует больше молодое поколение, которому следует указывать на пошлое, противоестественное истинной сущности человека, чтобы воспитать любовь к настоящему и единственно правильному. Теккерей рисует общество, разлагающее личность, и показывает, что что-то изменить в этом порядке вещей очень сложно, на это может потребоваться много времени…
Время… Именно в нем заключается главная загадка бытия. Оно рано или поздно расставляет все по своим местам: честных и искренних людей награждает любовью и счастьем, лицемеров — болезнями и одинокой старостью. Общество никогда не стоит на месте, оно постоянно куда-то движется в своем развитии вместе со временем. На смену одним ценностям приходят другие, меняется и быт, и мораль, и мода, и образ жизни, и образ мышления. Самое главное, на мой взгляд, — выбрать для себя границу между собой и обществом, то есть осознать, насколько общество влияет на личность и определить, какому влиянию следует поддаваться, а какого нужно избегать.