«Гимн любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)»
Сочинение
Повести А. И. Куприна о любви представляют собой литературные произведения, которые во все времена будут вызывать неизменный читательский интерес. Наверное, потому что они «следствия житейских наблюдений. Все пережито, все увидено воочию, все услышано самим писателем. Это сообщает прозе Куприна неувядаемую свежесть и богатство». Так писал о великом русском писателе К. Г. Паустовский.
Любовь в жизни человека играет, несомненно, созидательную роль. Она является причиной многих поступков и деяний (в искусстве, науке, творчестве) людей, испытывающих чувство любви. Само по себе это необычное психологическое и физическое состояние, напряжение всех сил души и тела человека. Какие это имеет формы выражения, как проявляется, зависит только от людей, испытавших это чувство. Тот или иной способ выражения любви продиктован особенностями психики человека, его темпераментом и эстетическими критериями.
Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» наряду с другими произведения этого же рода («Су- ламифь», «Олеся») посвящена не просто любви, а любви настолько необыкновенной, что к ней не остается равнодушным ни один из персонажей. Сколько реакций на нее, столько же вариантов любви, столько же стройных философских теорий, обосновывающих ее существование.
А. И. Куприн ничего «пронзительнее» этого рассказа о любви не написал, а К. Г. Паустовский справедливо считал, что «один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви — и самых печальных» — это купринский «Гранатовый браслет».
В основу его положена история любви «маленького человека», бедного телеграфиста Желткова к представительнице светского общества одного из приморских городов княгине Вере Шейной. Особенностью этой любви является то, что встреча этих людей происходит только при трагической развязке, и то, когда один из них мертв. Это любовь односторонняя, нашедшая воплощение только в письмах. Но сила чувства, его трагический накал, истинность и нравственное совершенство так велики, что вызывают у всех персонажей повести желание пересмотреть свою жизнь, найти в ней что-нибудь подобное.
Генерал Аносов, умудренный жизнью человек, говорит Вере о том, что теперь меркантильные соображения чаще всего берут верх в вопросах счастья, «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та любовь, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость... Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
Княгине Вере выпало в жизни встретиться именно с такой любовью. Не ее вина в том, что она не сразу ее оценила, ведь ничего похожего в ее жизни и жизни ее знакомых не было. А признаваться себе в нравственном совершенстве других людей отнюдь не типично, поэтому и способно подобное чувство вызвать разные мнения. Это состояние можно объяснить чем угодно, даже сумасшествием, только не проявлением нормальных душевных качеств человека.
Желтков прекрасно понимает, что его чувство безответно, что он обречен на страдания, но сил прекратить их он в себе не находит. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто; ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас».
Он пытается объяснить княгине природу своего чувства: «.. .я люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли». Не больше и не меньше. От таких слов у любого закружится голова.
Брат и муж княгини пришли к Желткову не просто вернуть гранатовый браслет, они пришли потребовать удаления любви из жизни этих людей. А бедный телеграфист богаче их нравственно, он понимает, что такое возможно только в случае его смерти, и решается на это. Почему? Без этой любви его жизнь теряет всякий смысл, без возможности писать письма человек духовно мертв. «Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните... От глубины души благодарю Вас за то, что я Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу».
Даже муж Веры, князь Шеин, был глубоко потрясен этим чувством: «Я скажу, что он любил тебя, и вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствовал при громадном страдании, от которого люди умирают».
Смерть не принесла ему страдания, он остался навеки наедине со своим чувством, сохранив в себе образ любимой. Своего чувства он не предал, не отдал его, не свыкся, что обыкновенно происходит в жизни. «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его жизнь».
В финальной главе волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты, название которой было написано в предсмертной записке Желткова, в ее сознании невольно складываются.: поэтические строки, как бы произносимые умершим человеком, любившим ее, с их рефреном: «Да святится имя Твое». «Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая. повторяется только один раз в тысячу лет. И душа ее как будто раздвоилась».
Без потрясающего финала «Гранатовый браслет» не поднялся бы до уровня прекрасной трагическкой поэмы о безнадежной любви, каким он вошел в сознание читателей.
Финал «Гранатового браслета» силой правды нес с собой мысль о потрясающем душевном превосходстве полунищего мелкого служащего над светской надменной верхушкой, над привилегированным классом общества.
Любовь, казавшаяся жалким, смешным чудачеством, любовь, отброшенная презрительно и высокомерно, победила. И я думаю, что так будет всегда.
Другие сочинения по этому произведению
«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
"Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
«Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
«Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет»)
"Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе
Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна
Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна
Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым»
Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет)
Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет»
Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Любовь — сердце всего…
Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет
Любовь Желткова в представлении других героев.
Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна)
Любовь, о которой мечтает каждый.
Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна
Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет»)
Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет»)
Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление
Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета»)
Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»
Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века
Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна
Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас
Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет»)
Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»).
Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет")
Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Что это было: любовь или сумашествие?
Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет”
Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
"Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
«Гранатовый браслет» Куприна
Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет»
А.И.Куприн "Гранатовый браслет"
Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/
Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет")
Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет)
"Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет")
Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна
Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна
Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет»)
Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет»
Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"
Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет»
Любовь — главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна
Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") Вариант I
Реальность образа Желткова
Характеристика образа Желткова Г.С.
Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна)
Реализм и романтизм в рассказе «Гранатовый браслет»
Спор о сильной, бескорыстной любви
Есть такая любовь.. (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Сочинение на тему "Сила безответной любви в повести Александра Ивановича Куприна "Гранатовый браслет"
Поэтика произведений А.И. Куприна.
Тема любви в творчестве А.И. Куприна
Анализ повести "Гранатовый браслет" Куприна А.И.
Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И.А. Куприна "Гранатовый браслет")
Одиночество любви (повесть Куприна “Гранатовый браслет”)
Трагизм решения любовной темы в рассказе «Гранатовый браслет»
Тема любви в прозе А.И.Куприна. (На примере одного из рассказов.)
Портретная характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Души героев в рассказе “Гранатовый браслет” А. И. Куприна
Сочинение по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
«Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет» (К. Паустовский)
Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Концепция любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Поэзия любви (по произведениям А.И. Куприна и И.А. Бунина)
Почему большая настоящая любовь прошла мимо(по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
Певец возвышенной любви (по повестям Куприна "Гранатовый браслет", "Олеся", "Суламифь")
Сочинение Куприн А. И. - Гранатовый браслет
Письмо литературному герою
"Не верят в мире многие любви" (М. Ю. Лермонтов).
Мечта автора о сильной и бескорыстной любви (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)
"Горечь" и "сладость" человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна.
Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") ВариантII
Сочинение по рассказу Куприна «Гранатовый браслет»
«Гранатовый браслет» одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна
Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна?
ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна)
Анализ повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
«...Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе» (по произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
О любви в литературе (на примере рассказа «Гранатовый браслет»)
Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») (2)
Трагизм решения любовной темы
Скромный канцелярист Желтков лучше и чище
Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал
Письмо литературному герою (По произведению А.. И Куприна "Гранатовый браслет") 2
Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») (3)
А. И. Куприн (1870—1938): годы творческой деятельности
Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"
Когда в рассказе «Гранатовый браслет» тема великой любви раскрывается полностью
Любовь бескорыстная самоотверженная не ждущая награды (по рассказу И. А. Куприна «Гранатовый браслет»)
Главный герой Иван Тимофеевич