Биография
Биография писателя
Произведения
4 произведения
Сочинения
21 сочинение
Современная русская литература

Евгений Александрович Евтушенко


ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933), русский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949 начал печатать стихи. В 1951—1957 учился в Литературном институте им. А. М. Горького (исключен за поддержку романа В. Д. Дудинцева Не хлебом единым), в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В. В. Маяковского (сборники Разведчики грядущего, 1952; Третий снег, 1955), в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость и высокое мастерство версификатора, уверенно чувствующего себя в любом стиховом «поле» — от верлибра до ямба, глубину размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности (сборники Шоссе энтузиастов, 1956; Обещание, 1957; Яблоко, 1960; Взмах руки, Нежность, оба 1962; Катер связи, 1966; Идут белые снеги, 1969; Дорога номер один, Поющая дамба, оба 1972; Интимная лирика, 1973; Отцовский слух, 1975; Утренний народ, 1978; Две пары лыж, 1982; Граждане, послушайте меня, 1989).

Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А. А. Вознесенским, А. А. Ахмадулиной, Р. И. Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина (стихотворения И другие, 1956; Лучшим из поколения, 1957; Наследники Сталина, 1962), в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма современных ему «строителей коммунизма» (поэмы Братская ГЭС, 1965; Казанский университет, 1970). В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансирующий на грани лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными (и тем не менее облагороженными силой художественного выражения) темами борьбы за мир (поэмы Мама и нейтронная бомба, 1982, Государственная премия СССР, 1984; Фуку, 1985) и мирового коммунистического движения (поэма в прозе Я — Куба, 1963, на основе которой по сценарию Евтушенко создан советско-кубинский кинофильм, 1964, реж. М. Калатозов и С. Урусевский; «кубинский» цикл — Интернационал, Разговор с МАЗ’ом, Три минуты правды, Архивы кубинской кинохроники, и др.; повесть в стихах Голубь в Сантьяго, 1978) свежо и сильно звучат темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и «малой родины», бережного отношения к природе, исторического прошлого России (поэмы Станция «Зима», 1956; Ивановские ситцы, 1976; Северная надбавка, 1977; «Непрядва, 1980; стихотворения Свадьбы, Фронтовик, оба 1955; Баллада о браконьерстве, 1963, и др.). Особый пласт — протестная лирика Евтушенко, идущая в одном русле с его смелыми, особенно для в целом весьма благополучного во все советские времена литератора, гражданскими поступками (выступления в защиту «диссидентов» — А. Д. Синявского, Ю. М. Даниэля, А. И. Солженицына, И. А. Бродского, В. Н. Войновича и др., неприятие агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане и т. п., возмущение преследованиями творческого «инакомыслия» (стихотворения Танки идут по Праге, 1968; Афганский муравей, 1983; Баллада о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта» и о шефе жандармов, 1963). Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно ориентирующая на взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть («Я мыслю: я сегодня иудей…» — стих. Бабий Яр, 1961; «…глазами чеха или венгра взглянуть на русские штыки» — стих. Возрождение, 1971), постоянно сопоставляющего судьбу своего народа с судьбами Планеты, на всех континентах приветствующего освобождение от догм и предрассудков априорной отвагой творческого дара (поэма Снег в Токио, 1974), решительно при этом отвергая кровь и насилие (поэмы Коррида, 1967; Под кожей статуи Свободы, 1970). Поэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к исповедальности. Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными («Поэт в России — больше, чем поэт…», «Несчастье иностранным быть не может»). Психологическая тонкость и житейская мудрость проявляются и в многочисленных стихах Евтушенко о разных и всегда для него прекрасных женщинах — застенчивых влюбленных («…И говорила шопотом: / А что потом? А что потом?»), самоотверженных матерях («Роняют много женщины в волненье — / Но не роняют никогда детей…»), упрямых и стойких труженицах («Одеть, обуть, быть умной, хохотать…»); о друзьях — настоящих и мнимых, об одиночестве «больной» души (стих. Смеялись люди за стеной…). Один из провозвестников и трибунов «перестройки», во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями (в т.ч. ст. Притерпелость, призывающая к освобождению от порока терпеливого повиновения) и стихами (Пик позора, Страх гласности, Так дальше жить нельзя). В последующем усиление в его творчестве мотивов скепсиса и иронии объясняются естественным разочарованием в результатах перестроечных процессов, далеких от создания подлинно демократического общества (кн. Поздние слезы, 1995; поэма Тринадцать, 1996). Как прозаик, ориентированный на мемуарно-библиографическую документальность и интерес к сложным и спорным моментам современной истории, проявил себя в повести Перл-Харбор (1967), проецирующейся на события Второй мировой войны, и особенно в романе Ягодные места (1982), связанном с процессом «раскулачивания» в Сибири 1930-х годов, а также в многоплановом романе Не умирай прежде смерти (Русская сказка) (1993), включающим цикл Стихи из последней книги и сконцентрированном на драматических коллизиях периода «перестройки». В аналогичном контексте прочитываются осужденная партийными литераторами за «клевету» на советский строй Автобиография (1963, франц. изд.) и кн. воспоминаний Волчий паспорт (1998). Автор фантастической повести Ардабиола, нескольких рассказов, ряда очерково-публицистических книг. Многие стихотворные тексты Евтушенко стали основой музыкальных произведений, в т. ч. популярных песен Хотят ли русские войны, Вальс о вальсе, Бежит река, в тумане тает… Шаржи, эпиграммы и пародии поэта вошли в литературный обиход второй половины 20 в., Евтушенко осуществил также многочисленные переводы из поэзии разных народов (сб. Лук и лира. Стихи о Грузии. Переводы грузинских поэтов, 1959, и др.). Постоянные размышления Евтушенко о проблемах творчества, внимание к развитию отечественной стиховой культуры выразились в создании им антологии русской поэзии 20 в. Строфы века (на англ. яз. в США, 1993; на рус. яз. — 1995), в составлении, авторстве и редактировании многих сборников поэзии, поэтических теле- и радиопередач, в написании книги статей Талант есть чудо неслучайное (1980), в поэме Пушкинский перевал (1966) и т. д. Широко известный во всем мире современный русский поэт (переведен более чем на 70 языков мира, почетный член Американской академии искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук), претендующий — при всех неумолкающих спорах вокруг его имени — на право быть одним из выразителей умонастроений своего народа и своей эпохи, Евтушенко, с той или иной степенью успеха, выступал как чтец (собственных стихов, а также А. А. Блока, Н. С. Гумилева, В. В. Маяковского и др.), актер, режиссер и сценарист (главная роль — К. Э. Циолковского в кинофильме С. Я. Кулиша Взлет, 1979; кинофильмы Детский сад, 1983; и Похороны Сталина, 1990; в обоих сценарий и режиссура Евтушенко), а также как фотохудожник (персональная выставка «Невидимые нити»); проявил себя и в качестве темпераментного общественного деятеля (один из сопредседателей, наряду с А. Д. Сахаровым, А. М. Адамовичем и Ю. И. Афанасьевым, первого массового движения российских демократов — общества «Мемориал»; народный депутат СССР последнего созыва).

Русский поэт, прозаик, киносценарист и кинорежиссер, а также переводчик Евгений Александрович Евтушенко (родился в 1933 году) родом из Иркутской области. Детство и юность его прошли в Москве. С шестнадцатилетнего возраста Евтушенко печатал свои стихи. Из Литературного института им. А.М. Горького его исключили за то, что поддержал опальный роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым». В 19-летнем возрасте он уже был членом Союза писателей Советского Союза.

Сначала Евтушенко-поэт подражал поэтике В.В. Маяковского, потом постепенно выработал свой оригинальный стиль. Его считали ярким и самым читаемым поэтом ХХ века, ведь ему удалось объединить лирики «золотого» и «серебряного» столетий с русским «авангардом». На чтения его стихов, проходившие в Политехническом музее, собирались толпы благодарных слушателей и почитателей его таланта. Он в одночасье обличал культ личности Сталина, но не отрицал революцию и стройку коммунизма.

Творчество Евгения Евтушенко было многожанровым, порой даже многоаспектным. Например, на основе его поэмы «Я –Куба» (1963) по его же сценарию в 1964 был снят советско-кубинский фильм. Основная тематика его произведений – это будни рядовых тружеников, воспоминания о Великой отечественной войне и своем безрадостном военном детстве, прошлое России. Выделяется в творчестве поэта отдельным пластом протестная лирика, которая была дополнением к его довольно смелым поступкам, когда он выступил в защиту диссидентов, не принял агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане. Его творчество прошито мотивом «гражданина мира», который принадлежит не к расе, а к категории гражданина Планеты. Ярким примером осуждения крови и насилия является поэма «Коррида» (1967).

Много поэтических строк Евтушенко посвятил женщинам. Много его стихов стали песнями. Трибун перестройки, Евтушенко со второй половины 1980-х пишет много публицистических статей. В книге «Поздние слезы» и поэме «Тринадцать» звучит мотив разочарования в перестроечных процессах.

Его проза носит мемуарно–библиографическую документальность. Примеры: повесть «Перл Харбор», роман «Ягодные места». Его «Автобиографию»(1963), изданную во Франции, партийные литераторы засудили.

Евтушенко – автор антологии русской поэзии ХХ века.

Произведения


Братская ГЭС Идут белые снеги... Молитвой к поэме Шестидесятники